Проверка и регулировка углов установки колес
Регулировку колес лучше всего выполнять на специализированом стенде.
Регулировка углов установки колес
Эти операции выполняйте на специальных стендах согласно прилагаемым к ним инструкциям. Проверку углов установки колес проводите обязательно, если проводите замену или ремонт деталей подвески, которые могут повлечь за собой изменение углов установки колес.
Например у нового обкатанного автомобиля ВАЗ-2109 в снаряженном состоянии и с полезной нагрузкой 320 кг, что соответствует весу четырех человек и 40 кг груза в багажнике, углы установки колес должны иметь следующие значения:
• развал 0°±30′(30±30′);
• схождение 0± 1 мм (1,5+1 мм);
• продольный угол наклона оси поворота 1о30’+30′.
Проверку углов установки колес проводите обязательно
Перед регулировкой углов установки колес проверьте давление воздуха в шинах, радиальное и осевое биение дисков колес (не более: осевое — 1 мм, радиальное — 0,7 мм), свободный ход (люфт) рулевого колеса, свободный ход (люфт) в подшипниках ступиц передних колес, а также техническое состояние деталей и узлов подвески (отсутствие деформаций, разрушений и износа резинометаллических шарниров, недопустимой осадки верхней опоры стойки подвески). Замеченные неисправности устраните.
После установки автомобиля на стенд непосредственно перед контролем углов покачайте подвеску автомобиля, прикладывая 2—3 раза усилие в 40—50 кгс, направленное сверху вниз, сначала на задний бампер, а потом на передний. При этом колеса автомобиля должны располагаться параллельно продольной оси автомобиля. Очередность проверки и регулировки углов установки колес следующая:
• угол продольного наклона оси поворота колес;
• развал;
• схождение.
Теперь разберем эти три пункта поподробнее
Угол продольного наклона оси поворота
Если этот угол не соответствует данным, приведенным выше, измените количество регулировочных шайб 9 (смотрите рисунок), установленных на обоих концах растяжек 8 подвески. Для увеличения угла продольного наклона оси поворота уменьшите число шайб на растяжке в передней или задней ее части. И, наоборот, для уменьшения угла добавьте шайбы, но только в задней части растяжки, так как спереди это выполнить не всегда возможно из-за короткой резьбовой части растяжки.
При изменении числа шайб на растяжке следите за тем, чтобы фаски на шайбах были обращены в сторону упорного торца растяжки. Это же правило соблюдайте при установке внутренней упорной шайбы резинометаллического шарнира, когда полностью удалены регулировочные шайбы. При несоблюдении требований возможно ослабление гаек крепления растяжек.
Число регулировочных шайб на растяжке должно быть не более 2 штук спереди, 4 сзади. Для того, чтобы не изменилось положение растяжки 8 относительно рычага 1 подвески при регулировке продольного наклона оси поворота (смотрите рисунок «Подвеска правого переднего колеса»), пользуются специальным приспособлением, которое фиксирует растяжку относительно рычага, т. е. не допускает поворачивание растяжки от случайных усилий и при закручивании гаек крепления растяжки. При отсутствии приспособления растяжку можно удерживать ключом. Это требование необходимо соблюдать, чтобы не допустить преждевременного износа резинометаллического шарнира и резиновой подушки, на которые опираются концы растяжки. При установке или изъятии одной регулировочной шайбы угол продольного наклона оси поворота изменяется приблизительно на 19′.
Развал
Если развал отличается от нормы, то его регулируют. Для этого ослабьте гайки верхнего и нижнего болтов и, поворачивая верхний регулировочный болт 7 (смотрите рисунок «Подвеска правого переднего колеса»), установите необходимый угол. По окончании регулировки затяните гайки моментом 9 кгс • м.
Схождение
Если схождение не соответствует норме, ослабьте гайки (см. рис. Рулевое управление) и, вращая регулировочные тяги 5 на одинаковую величину, установите необходимое схождение. Затем убедитесь, что плоскость В шарового шарнира 2 параллельна плоскости Г опорной поверхности поворотного рычага 3, после чего затяните гайки * моментом 12,3— 15,0 кгс • м.